Задать вопрос

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его с помощью этой формы, мы свяжемся с вами по указанным контактным данным в течении 24 часов с момента обращения.

Политика конфиденциальности и обработки персональных данных

Защита от автоматического заполнения Введите символы с картинки*

close
Главная > Новости > Уцелевшие иконы эпохи СССР представят в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Уцелевшие иконы эпохи СССР представят в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

24 апреля 2025

Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» представили 22 апреля в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Он посвящен «советским иконам» – уникальным религиозным артефактам эпохи гонений, свидетелям непрерывной религиозной жизни народа в условиях государственного атеизма. 

«Выставку смонтировали в ризнице церкви Архангела Гавриила и монастырской колокольне, – сообщил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Несмотря на то, что официально религиозного искусства в Советском Союзе не существовало, прерванные революцией традиции не исчезли. В селах мастера-кустари создавали молельные образы тайно. Используя элементы декора XIX – начала ХХ веков и доступные в советском селе материалы, они изготовляли сложные, богато декорированные иконы-бриколажи, в которых ярко отражалась история всей страны и художественные традиции каждого региона. Безусловно, в те времена найденные иконы массово уничтожались, а вместе с ними – и целый пласт советской религиозной культуры, который даже не был осмыслен, как историческое и художественное явление. Найти советские памятники и начать работу по их изучению решились ученые-энтузиасты из Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Российского государственного гуманитарного университета, которые представили уникальнейшие сохраненные иконы XIX-XX столетий в Кириллове».

Гендиректор Кирилло-Белозерского музея-заповедника отметил, проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и будет представлен в пяти регионах страны, где пройдут выставки иконного наследия, образовательные семинары, а участникам проекта будет оказана научная, методическая и организационная помощь.

Кураторы проекта – доктор исторических наук, профессор РГГУ Дмитрий Антонов, кандидат исторических наук и старший научный сотрудник РГГУ Дмитрий Доронин – на площадке Кирилло-Белозерского музея-заповедника проведут открытые лекции, в рамках которых расскажут о феномене советской иконы: как советским мастерам удалось спасти иконный промысел, несмотря на антирелигиозные кампании власти, и почему иконопись оказалась не нужна для создания икон. Расписание лекций опубликовано в ВК-группе музея, также оно прикреплено к новости (смотрите картинку ниже).

Ученые уверены: осуществление проекта будет способствовать созданию региональных центров для выявления, изучения и сохранения церковно-художественного наследия эпохи СССР. Это актуализирует целый пласт художественной традиции, обладающей большим потенциалом, в том числе для привлечения туристов и паломников.

Партнерами проекта выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Музей истории религии в Санкт-Петербурге, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова. 

Выставка организована совместно с Фондом «Наследие Русского Севера». На выставке представлены семь икон вологодской традиции с изображением святых Северной Фиваиды из коллекции Фонда. «Центральной иконой выставки стал уникальный образ преподобного Кирилла Белозерского, который впервые представлен широкой публике. Это событие имеет особое значение, поскольку мы стремимся сохранить и популяризировать духовное наследие Русского Севера», – отметил директор Фонда «Наследие Русского Севера» иерей Сергий Зяблицкий. Он добавил, что выставка не только познакомит посетителей с богатой историей и культурой региона, но и вдохновит на дальнейшие исследования и сохранение фальговых икон XIX-XX веков.

6+